Коррозионное повреждение кузова автомобиля — неприятное явление для любого автовладельца. Это часто встречающаяся проблема, с которой сталкиваются при обслуживании авто. Появление ржавчины трудно предотвратить. Для этого важно своевременно выполнять ряд защитных мер, которые обеспечат сохранность кузова автомобиля.
Коррозия (ржавчина) — процесс разрушения металлов и сплавов на основе металлов в результате взаимодействия с явлениями окружающей среды. Самопроизвольное разрушение приводит к ухудшению эксплуатационных свойств металлических деталей автомобиля.
Действие ржавчины определяется типом коррозионной среды. Наиболее распространенным видом коррозии является ржавление железных деталей.
Виды коррозии
В зависимости от типа агрессивной среды, в которой происходит процесс разрушения, коррозия подразделяется на следующие виды:
- Атмосферная;
- Контактная;
- Газовая;
- Щелевая;
- Кавитационная;
- Питтинговая.
Кузов автомобиля в большей степени подвергается воздействию атмосферной коррозии, которая в свою очередь подразделяется на сухую и влажную.
Первая образуется на поверхности кузова очень тонкой адсорбционной пленкой толщиной от 1 до 10 нм. Такая ржавчина еще не считается сплошной. Профилактика сухой коррозии сводится к защите металла от попадания влаги на поверхность.
Влажная коррозия начинается при относительной влажности воздуха выше 70%. Этот тип коррозии стимулируется появлением слоя влаги на металле и распространен в климатических условиях практически всех регионов России. Толщина пленки от 10 до 1000 нм.
Контактная ржавчина проявляется в местах соприкосновения металлов друг с другом.
Примером газовой коррозии является ржавление выпускного тракта двигателя при взаимодействии металла с отработавшими газами в зоне повышенных температур.
Щелевые повреждения кузова возникают в местах неплотного соединения металлических элементов.
Кавитационному повреждению подвержены металлические элементы кузова, на которые активно воздействует влага, например, днище автомобиля.
Питтинговая коррозия появляется на участках повреждения лакокрасочного покрытия щебнем. Такая ржавчина наблюдается на декоративных хромоникелевых покрытиях дверных ручек, молдингов и бамперов.
Типы коррозийных повреждений кузова
- Точечное повреждение ржавчиной. Коррозия возникает в виде точек на деталях кузова и развивается вглубь металла. Со временем, если не предпринимать никаких профилактических действий, может перерасти в сквозное повреждение.
- Сквозное повреждение. Ржавчина поражает металл насквозь.
- Коррозионные пятна. Очаги ржавчины развиваются не вглубь, а в стороны на поверхности металлических элементов кузова.
- Подпленочные повреждения. Коррозийные повреждения образуются под пленкой и распространяются и вглубь, и в стороны.
- Косметические повреждения. Ржавчина появляется в части соприкосновения кузовных элементов с накладными автомобильными деталями.
Причины появления
Причин возникновения ржавчины на кузове достаточно много. Например, прекрасным фактором для появления коррозии является плохо вентилируемый гараж. Загнав в него машину зимой, на металлических элементах оседает конденсат, влажность воздуха повышается.
В современных мегаполисах воздух и дождевая вода загрязнены различными газами: диоксидом серы, оксидом азота и др. Это в значительной степени ускоряет образование ржавчины.
Факторы, вызывающие развитие ржавчины кузова, подразделяются на три группы:
- Окружающая среда (загрязненный воздух, климатические условия региона, противо-обледенительные препараты);
- Производство (технология и материалы изготовления транспортного средства);
- Эксплуатация (техническое обслуживание, условия парковки, антикоррозийная обработка).
Способы удаления ржавчины
Важным условием борьбы с ржавчиной — это полное ее устранение. Если останется хотя бы небольшой участок ржавчины, разрушительные процессы будут продолжаться.
В практике автомастерских существует множество методов удаления ржавчины. Наиболее действенными считаются химическая и механическая обработки кузовных элементов.
Химическая обработка основана на использовании специальных кислот, уничтожающих коррозию. Таких преобразователей ржавчины достаточно много, продаются они в свободном доступе. Химические смеси против коррозии делятся на:
- Смываемые — кислоты, которые после нанесения, через некоторое время необходимо смыть водой.
- Несмываемые — смеси, которые преобразуют ржавую металлическую поверхность до состояния пригодного для последующей покраски. Такие составы называют грунт-преобразователи.
Наиболее эффективным методом борьбы с коррозийными повреждениями кузова является механическая обработка металлических поверхностей. Эта процедура механического воздействия очищает детали от грязи и коррозийного налета. Механический метод удаления ржавчины подразделяется на 2 подвида:
- Шлифовка. Удаляется коррозия вручную с помощью наждачной бумаги, в труднодоступных местах скотч-брайтами. Более распространено шлифование специальными машинками.
- Пескоструйная обработка. Из специального аппарата выдуваются частицы песка сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищают ее коррозии. Для такой обработки необходим пескоструйный аппарат или стационарная камера. В отличие от шлифовки, при пескоструйной обработке толщина обрабатываемого металлического листа не уменьшается.
При работе со сквозными повреждениями ржавчиной применяют метод шпатлевки со стекловолокном. Этот материал очень прочный и выпускается специально для ремонта сквозных коррозионных дыр в металле. Помимо этого, производятся наборы для ремонта с эпоксидной смолой и стеклотканью.
Алгоритм обработки кузовных деталей в целях удаления ржавых пятен своими руками
- Вымыть и обсушить автомобиль;
- Счистить ржавчину и лакокрасочное покрытие в месте повреждения до уровня чистого металла;
- Обработать место зачистки антикоррозийным средством и кислотным грунтом;
- После высыхания нанести в несколько тонких слоев акриловый грунт;
- Выровнять поверхность наждачной бумагой;
- Обработать антикоррозийным средством;
- Покрасить финишным лакокрасочным покрытием.