Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта

На рулевую рейку в переднеприводных автомобилях возложена полноценная ответственность за функциональность всего рулевого механизма. К этой категории авто относится и ВАЗ 2109. При ее выходе из строя следует незамедлительно предпринять соответствующие действия.

Не всегда возникновение признаков неисправности говорит о необходимости полной замены узла. Порой достаточно провести ремонт рейки, воспользовавшись специальным ремокомплектом.

Устройство рулевой рейки Ваз 2109

 

Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
Устройство рулевой рейки Ваз 2109
1 наконечник рулевой тяги
2 шаровой шарнир наконечника
3 поворотный рычаг
4 контргайка
5 тяга
6 внутренние наконечники рулевых тяг
7 болты крепления рулевых тяг к рейке
8 внутренние наконечники рулевых тяг
9 скоба крепления рулевого механизма
10 опора рулевого механизма
11 защитный чехол
12 соединительная пластина
13 стопорная пластина
14 резинометаллический шарнир
15 демпфирующее кольцо
16 опорная втулка рейки
17 рейка
18 картер рулевого механизма
19 стяжной болт муфты
20 нижний фланец эластичной муфты
21 верхняя часть облицовочного кожуха
22 демпфер
23 рулевое колесо
24 шариковый подшипник
25 вал рулевого управления
26 нижняя часть облицовочного кожуха
27 кронштейн крепления вала рулевого управления
28 защитный колпачок
29 роликовый подшипник
30 приводная шестерня
31 шариковый подшипник
32 стопорное кольцо
33 защитная шайба
34 уплотнительное кольцо
35 гайка подшипника
36 пыльник
37 уплотнительное кольцо упора
38 стопорное кольцо гайки упора
39 упор рейки
40 пружина
41 гайка упора
42 палец шарового шарнира
43 защитный колпачок
44 вкладыш шарового пальца
A метка на пыльнике
B метка на картере рулевого механизма
C поверхность шарового шарнира
D поверхность поворотного рычага

Итак, ВАЗ 2109 имеет довольно простую рулевую рейку. Она состоит из ряда определенных элементов – это:

  • зубчатая рейки с 2-мя резьбовыми отверстиями — для закрепления внутренних наконечных тяг,
  • опорные кольца, предназначенные для обеспечения плавного скольжения,
  • приводная шестеренка со шлицевым валом,
  • механизм упора (регулирует нужный  зазор зубчатой пары),
  • картер, объединяющий все детали и закрепляющий эти детали к корпусу авто,
  • некоторые элементы, предназначенные для защиты рассматриваемого узла от грязи и пыли.

Рулевая рейка Ваз 2109 – признаки неисправностиРулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта

Появление неисправности в рейке Ваз 2109 вызывается, как правило, движением по неровной и очень пыльной дороге:

  • При этом, чем менее бережно владелец управляет автомобилем на разбитых дорогах, тем быстрее ломается рейка и начинает стучать
  • На ваз 2109 люфт рулевой рейки это один из первых признаков, которые составляют общие симптомы её поломки
  • Иными словами, во избежание частых ремонтов деталей рулевого управления, вам следует притормаживать, увидев перед машиной заметные неровности дороги,  избегать пересечения поперек трамвайных рельсов
  • А если вдруг такая необходимость у вас возникла, тогда выполняйте это пересечение на самой малой скорости
  • Так же к преждевременной поломке и ремонту рулевых механизмов могут привести постоянные заезды на бордюры, а так же резкие ускорения, когда руль находится в крайних положениях (правом либо левом), это ведет к возрастанию нагрузки на рулевом редукторе, и других деталях рулевой рейки, и к быстрому износу насоса ГУР.
  • Последствия будут такими: загрязнение и поломка уплотнителей, работающих в системе гидроусилителя.
  • Зачастую внешние признаки неполадок рейки легко можно перепутать с другими неисправностями, потому, что диагностика этого узла очень не простая задача
  • А в некоторых особых случаях, для того, чтобы найти неполадку, её приходится разбирать полностью
  • Частенько водители задают типичный вопрос: как нам определить неисправности в рулевой рейке?
  • Отвечаем — наиболее ощутимый и очевидный симптом это характерный стук при движении машины по неровной дороге, который усиливается при повороте руля

Наиболее заметные симптомы неисправностей:Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта

  • Руль становится тугой (частенько он туго поворачивается  только в одну определенную сторону)
  • На асфальте после стоянки машины могут остаться масляные пятна в области передней части машины
  • Появляется гул в гидроусилителе руля
  • При появлении таких признаках очень велика вероятность, что ваша машина может стать полностью неуправляемой

Теперь, когда стало ясно, как продиагностировать рейку рулевую своими руками, необходимо чаще следить за поведением рулевого управления, и своевременно выполнять тщательное техническое обслуживание этого узла. своевременная проверка рейки поможет сделать своевременный вывод о необходимости её ремонта, особенно, когда имеется явная утечка смазки рулевой рейки.

Видео: Устранение стука в рулевой рейке Ваз 2109

Рулевая рейка Ваз 2109 – снятие ремонт и заменаРулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта

Желательно делать все вдвоем, так как одному будет немного сложно в дальнейшем осуществить монтаж и демонтаж рулевой рейки. И так, отправляемся в ближайший автомагазин и приобретаем:

  1. ремкомплект рулевой рейки Ваз 2109,
  2. к нему покупаете гофру
  3. шариковый подшипник для вала
  4. шестерни и тюбик Литола.

Если у вас нет специального восьмигранного ключа на 17, то обязательно купите его, так как он понадобится для того, чтобы выкрутить гайку упора рейки, далее вам понадобится так же инструменты для работы с подшипниками, а именно специальные щипцы для монтажа стопорного кольца, ну и двухпалый съемник подшипника.

По поводу стандартного набора ключей писать не стану, ибо он просто обязан быть у каждого автомобилиста.

Для того, чтобы снять рулевой механизм без всяких заморочек, не обходимо воспользоваться смотровой ямой. После того как установили автомобиль на смотровую яму,

  1. Расшплинтовываете гайки рулевых пальцев, далее впрессовываем пальцы из поворотных рычагов стоек подвески.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  2. Следующее, что нужно будет сделать, это открутить стопорный болт шлицевого соединения, который находится около педального узла.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  3. Как показано ниже на фото.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  4. Так же не забудьте снять пластиковые кожуха, облицовывающие рулевой вал. ДалееРулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  5. Берём головку на 13 и выкручиваем по две гайки с каждой стороны, которые прижимают рулевой механизм к корпусу автомобиля.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  6. Вынимаем аккуратно скобы крепления рулевого механизма.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  7. И разъединяем приводную шестерню и рулевой вал, потом домкратом поднимаете правую сторону автомобиля и вытягиваете рулевой механизм ваз 2109 через окно в нише колеса.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  8. После того как произведете демонтаж рулевой рейки, необходимо будет отвернуть болты у рулевых тяг. Для этого вам понадобится головка на 22, молоток и зубило, для того, чтобы отогнуть края стопорной пластины.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  9. Отворачиваете болты головкой на 22.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  10. Снимаете стопорную и соединительную пластину.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  11. Отсоединяем рулевые тяги.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  12. Снимаем резиновую опору вместе с распорным кольцом с правой стороны рулевой рейки.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  13. Кусачками срезаете пластиковые стяжки, которые обжимают край гофры.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  14. Снимаете защитный чехол.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  15. С левой стороны картера рулевой рейки снимаете защитный колпачок и резиновую опору.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  16. При помощи восьмигранной головки на 17 отворачиваем гайку упора рейки.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  17. После того как открутите, вынимайте гайку.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  18. Выньте из середины пружину.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  19. Так же выньте стопорное кольцо.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  20. Далее найдите деревянный брусок и закрепите его в тисках, и легким постукиванием выбейте упор рейки. Можно конечно и отверткой подцепить за углубление которое находится по центру упора, правда так намного тяжелее будет вытащить, так как в кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  21. Теперь перейдем к переднему щитку и снимем с него резиновый уплотнитель.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  22. Берём плоскую отвёртку и снимаем резиновый пыльник с шестерни.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  23. После снятия пыльника, демонтируйте стопорную шайбу.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  24. Берем специальный восьмигранный ключ с головкой на 24 и выкручиваем гайку крепления подшипника, к стати диаметр внутреннего отверстия под вал шестерни восьмигранного ключа должен быть не меньше чем 18,5 мм, это написал тем, у кого нет такого ключа, и чтобы не купить что то не то, потом в магазине.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  25. И ловкими движениями любой своей руки, выкручиваем гайку крепления подшипника шестерни после чего снимаем гайку с вала.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  1. Теперь берем ключ на 14 опираясь им на что-нибудь подходящее и вставляем его в стопорную лыску вала шестерни и вынимаем шестерню вала из картера.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  1. Следующим действием нужно будет демонтировать рейку.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  2. Переходим к следующему действию, берем полоску отвертку и поддев в серединке опорный вал вытаскиваем его из пазов крепления.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  1. Одеваем на новую опорную пластину демпфирующие кольца, таким образом, чтобы тоненька сторона резиночек была по центру выреза пластины, на фото канечно не сильно заметно, но когда купите ремкоплект для рулевой рейки ваз 2109 или ваз 2108, то увидите в нем две эти резиночки.
  2. Приступаем к монтажу опорной втулки, обратите внимание на фото выше, на нем видно углубление и в нем специальное отверстие, вот в это отверстие должны попасть два выступа на опорной втулке. После того, как установите опорную втулку, отрежьте канцелярским или любым режущем инструментом, те самые тоненькие резиночки, как на фото.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  3. Специальными ножницами снимаете стопорное кольцо с вала шестерни.

И выприсовываете двух палым или трех палым ключом подшипник.

  1. После чего выпрессовываем игольчатый подшипник специальным ключом, если такого не имеется, то покажу как обойтись и без него. Для этого вам понадобятся прямые руки, две штуки которые хоть немного шевелятся, а также сверло 1.5-1.2 мм и соответственно дрель. Сверлим отверстие таким образом, чтобы попасть на торец подшипника, как на фото и выбиваем игольчатый подшипник через получившееся отверстие.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта
  1. Теперь нужно тщательно промыть картер рулевого механизма и запрессовать новый игольчатый подшипник из ремкомлекта. Получившеюся дырочку от сверла я обычно замазываю таким способом, смешиваю супер клей с металлическими опилками и спичкой замазываю дырочку, либо же можете купить холодную сварку и замазать, будет держать тоже нормально. Шестреночные механизмы смазываем ФИОЛ или Литол, я например когда устанавливал смазывал Литол-24, она в тюбиках продается. И собираете все в обратной последовательности.
    После того, как все соберёте, отрегулируйте зазор между упором и гайкой, который должен быть 0,12 мм.

Подводя итог, вы сами сняли рулевой механизм и произвели ремонт рулевой рейки ваз 2109, при этом потратив если считать только на ремкоплект и смазку, 300 рублей грубо говоря, а если на СТО делать, то стоимость была бы от 1800 до 2400 рублей за то, чтобы вам сняли, перебрали рейку и установили обратно. А если просто перебрать рейку то стоит от 800 до 1000 рублей. Примерное время на всю работу учитывая, что у вас есть все инструменты полтора два часа не спешной работы.

Протяжка и устранение люфта рулевой рейки Ваз 2109Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта

Причинами люфта или стука могут служить:

  • ослабление крепления рулевой рейки;
  • естественный износ передающей пары;
  • износ шаровых шарниров рулевых тяг и так далее.

Предупреждаю о том, что подтяжка рулевой рейки может и не решить проблему с люфтом. Степень износа деталей может показать только вскрытие. Но всегда надо начинать с простого, т.е. с подтяжки.

Что понадобится? Спец ключ — есть во многих магазинах автозапчастей. Свой я взял за 55руб.

Далее открываем капот и добираемся до регулировочного винта снизу рейки.Рулевая рейка Ваз 2109 – основные неисправности и способы самостоятельного ремонта

Убираем резиновую пипку/заглушку и без фанатизма пробуем немного (мне хватило половины оборота) закрутить регулировочный винт. Попутно дергаем за рулевую тягу. Ловим момент когда бряконье пропадает. Далее следует прокатиться и удостоверится в легкости руля и возвращении его из поворота в прямое положение.

Туговато — ослабляем немного винт. Как правило первая подтяжка рейки помогает избавится от стука и люфта.

Конечно, капитальный ремонт необходим не в каждом случае, так же не всегда нужна замена комплектующих частей, потому что:

  • На ваз 2109 рулевая рейка регулируется, и если знать, каким образом подтянуть механизм рулевой рейки, тогда можно убрать стуки рулевого управления без каких-либо денежных вложений вообще
  • Это возможно, конечно, если стуки вызваны эксплуатационным либо заводским люфтом управления
  • Для регулировки вам следует воспользоваться эстакадой либо смотровой ямой, отыскать под слоем грязи регулировочную гайку, затем, воспользовавшись специальным ключом «17» ее подкрутить

Видео: Ремонт рулевой рейки Ваз 2109

Помогла статья? Оцените её
4.5/5
Возможно вас заинтересует:
Машина напрокат
Летние и зимние шины Cordiant: модели и преимущества
Откатные ворота ALUTECH: преимущества, особенности и дополнительные опции
«Зеленый Фонарь» — легенда для всех поклонников комиксов DC
Ремонт гидроблока АКПП: важность, процесс и рекомендации
Устройство на работу механиком: Ключевые шаги и навыки