Рулевая рейка — неотъемлемая и очень важная вещь в автомобиле, со временем она изнашивается и появляется неприятный стук, который особенно слышен при повороте и при езде по неровной дороги, данный стук не то чтобы раздражает, но он явно даёт понять что с автомобилем что то не так, да и вообще шутить с рулевым механизмом не нужно и выкинуть немного денег вам всё же придётся, вить если не убрать этот стук (Его в принципе даже и за бесплатно можно убрать, просто подтянув для этого рейку, как это сделать мы напишем в другой статье на которую дадим вам чуть позже ссылку) то рейка в один прекрасный день может просто заклинить, в связи с этим руль застопориться в одном положение и вам останется только жать на тормоз, потому что другого выхода не будет, поэтому с рейкой будьте осторожней.
Если вы желаете починить свою рейку, тогда запаситесь заранее инструментом, а именно: Специальный ключ-восьмигранник на 17 вам будет нужен (В автомагазине скажите что вам нужен специальный ключ для отворачивания гайки упора рейки и если продавец окажется знающим, то он вам продаст именно то что нужно), а так же зубило с молотком понадобиться, тиски (Без них работа будет не удобной), ещё всевозможные ключи (Накидные, гаечные, если есть накидными головками запаситесь) и отвёртки с плоскогубцами нужны вам будут!
- Рулевая рейка Ваз 2115 – устройство
- Видео: Причины стука рулевой рейки Ваз 2115
- Основные неисправности рулевой рейки на Ваз 2115
- Пошаговая инструкция разбора и сборки рулевой рейки Ваз 2115
- Рулевая рейка Ваз 2115 – как устранить люфт
- Ваз 2115 – регулировка рулевой рейки
- Как правильно подтянуть рулевую рейку Ваз 2115
Рулевая рейка Ваз 2115 – устройство
Одним из важных узлов автомобиля является рулевой механизм. Рулевая рейка в автомобиле - наиболее важная часть узла.
Через нее усилие, прикладываемое водителем на руль с помощью наконечников и тяг, передается на рычаги поворота, которые соединены с управляемыми колесами через цапфы. Из этого следует, насколько важна исправность рулевой рейки для безопасного движения автомобиля.
На фото представлены элементы составляющие конструкцию управления рулем.
Составляющие узла рулевой рейки:
- Позиция 20 – рейка.
- Позиция 21 – опорная втулка рейки.
- Позиция 22 – демпфирующее кольцо.
- Позиция 23 - резинометаллический шарнир.
- Позиции 10, 11, 14 – детали крепления рейки к рулевым тягам.
- Позиция 12 – скобы для крепления рулевого устройства к щитку впереди кузова, 13 – резиновые опоры рулевого механизма, 15 – защитный чехол устройства. С рейкой позиции 20 в зацепление входит приводная шестерня, установленная на подшипниках в картере позиции 17 узла рулевой рейки.
Металлокерамческий упор, уплотненный резиновым кольцом в картере, поджимает рейку к шестерне пружиной, которая упирается в гайку.
Стопорное кольцо препятствует раскручиванию гайки. На картере и пыльнике рулевого механизма расположены метки, облегчающие правильную сборку узла.
Видео: Причины стука рулевой рейки Ваз 2115
Основные неисправности рулевой рейки на Ваз 2115
Давайте выделим основные признаки неисправности и их возможные причины:
- Вращение рулевого колеса дается слишком туго, появляются лишние звуки в виде свиста. Возможная причина-утечка жидкости ГУР и ее снижение к минимальной отметке, истирание роторной пары.
- Вращение рулевого колеса дается туго, но после набора скорости ситуация нормализуется. Одновременно с этим появляется неприятный «зудящий» шум. Основная причина – появление задиров на роторной части и привалочной поверхности.
- Поворачивать руль тяжело только влево или вправо и при условии низкой температуры ГУР (ниже 25-30 градусов Цельсия). Как только жидкость прогревается до 55-60 градусов, шум пропадает.
- Поворот руля водителем не совпадает с реальным углом разворота передних колес авто. При появлении такой проблемы машина перестает быть управляемой, ее бросает на поворотах.
- Возникает сильная вибрация рулевого колеса при движении по плохой дороге. Если же повернуть руль в одну или другую сторону, то звук может пропасть.
- Потекла рулевая рейка. В этом случае жидкость гидроусилителя появляется на пыльниках. При этом течь будет заметна по снижению уровня в бачке ГУР. Если ничего не делать, то возможен выход из строя сальников вала, его повышенный износ или появление ржавчины.
- Руль отказывается возвращаться в первоначальное положение или же это происходит, но очень туго. Причина такой проблемы — в деформации вала или картера рейки.
Но это еще не все. Вы должны обращать внимание на неисправности самого гидроусилителя руля.
Здесь признаки проблем рулевой рейки могут быть следующими:
- Повышенная пенистость жидкости ГУР. Это просто диагностировать – достаточно заглянуть в бачок;
- появляются лишние шумы при повороте рулевого колеса и работе ГУР;
- на холостых оборотах ГУ не работает вовсе. При увеличении оборотов рулевое колесо поворачивать проще;
- пропадает усилие при повороте руля в обе из сторон. Как правило, причина такой проблемы – разрушение резинового кольца.
Пошаговая инструкция разбора и сборки рулевой рейки Ваз 2115
1) В самом начале операции вам нужно будет снять рейку с машины, более подробно о том как это сделать, вы можете изучить в статье под названием: «Замена рулевого механизма на ВАЗ».
Кстати не торопитесь приступать к ремонту рейки, если вы только в первые услышали то что она начала у вас стучать, просто обычно данный стук можно убрать её подтягиванием, о том как подтянуть рейку, читайте в статье ссылка на которую дана чуть выше!
2) Теперь с правой стороны (С конца) рейки снимите опору и распорное кольцо как показано на первом фото, сразу же после этого плоскогубцами раскусите хомуты которые удерживают защитный чехол на одном месте (см. фото 2, данные хомуты одноразовые), после чего снимите сам чехол (см. фото 3) с рейки, затем с другой стороны (С конца) снимите ещё одну опору (Металлическую на этот раз) и защитный колпачок, всю данную операцию вы можете увидеть на четвёртом фото.
3) Далее вам нужно будет отвернуть тем самым специальным ключом с восьмигранной головкой на 17, ту самую гайку упора рейки (см. фото 1) и извлечь её после отворачивания, сразу же за этой гайкой будет находиться пружинка (см. фото 3), её тоже нужно снять и убрать в сторонку, ну и при помощи отвёртки стопорное кольцо ещё подцепите как это на последнем фото показано.
4) Следом возьмите в руки рейку и об какую ни будь дощечку постукайте её (Стукайте картером, до того пока из внутренней части его не выпадет упор, более подробно на фото 1 всё смотрите), затем снимите уплотнительное кольцо щитка передка как на фото 2 показано, после чего возьмите в руки отвёртку и при помощи неё снимите пыльник шестерни (фото 3) и стопорящую шайбу (фото 4).
5) После чего переходите к снятию шестерню которая идёт в сборе с подшипником из картера её нужно будет вынуть, для этого гайку крепления подшипника этой шестерни сперва отверните (см. фото 1) и после этого с вала снимите её (На фото 2 показано), затем взять вам нужно будет монтажную лопатку и использовать её как рычаг для гаечного ключа, то есть ключом на 14 захватите лыску шестерни (см. фото 3) и опираясь ключом об эту лопатку, извлеките из картера шестерню совместно с подшипником (фото 4).
Примечание!
Кстати так просто отвернуть гайку которая крепит шестерню у вас не получиться, потому что без специального ключа вы ничего сделать толком то и не сможете, поэтому вам понадобиться специальный ключ с восьмигранной головкой на 24, вместо этого специального ключа можно головку использовать с тем же размером ещё вы можете видеть на фото ниже её!
6) Теперь вам нужно будет вынуть саму рулевую рейку из картера, для этого просто наклоните картер и рейка сама выпадет (см. фото 1), после чего отвёрткой плоской подденьте опорную втулку и выньте её из картера как показано на фото 2, вместо этой втулки вам нужно будет установить на это место новую втулку, но прежде чем новую установить, оденьте на неё новые демпфирующие кольца (см. фото 3, при установки следите за тем чтобы их тонкая часть находилась против разреза втулки) и установите после этого втулку на своё место (см. фото 4, аккуратно втулку устанавливайте и смотрите чтобы выступы не выпирали, всё должно быть чётко и резиновые демпфирующие кольца ещё не забудьте разрезать и удалить их части со втулки).
7) Идём дальше, теперь снимите плоскогубцами стопорное кольцо с червяка (см. фото 1), после этого специальным съёмником выпрессуйте шариковый подшипник и тем самым его снимите (см. фото 2), дальше переходите к снятию игольчатого подшипника, вам нужен будет либо специальный съёмник, либо же подручными средствами можно будет запастись, а именно молотком и дрелью, дрелью диаметр сверла у которого будет 2 мм, вам нужно будет в торце картера (Как показано на фото 3) просверлить два отверстия через которые вы и будете выбивать подшипник, после того как просверлите, вставьте в оба отверстия гвозди и ударяя по ним молотком, извлеките игольчатый подшипник из картера как на последней фотографии это показано.
Сборка:
Собирается весь механизм в обратном порядке разборки, но только важно знать некоторые моменты, а именно внутреннюю часть картера рулевого механизма промойте, кроме того зубья у самой рейки как показано на фото ниже хорошенько смажьте смазкой ФИОЛ-1, этой же смазкой смажьте ещё зубья у червяка (Его ещё приводной шестерней называют, он ещё в сборе с подшипником идёт) и оба подшипника ей смажьте, а уже полость над гайкой подшипника приводной шестерни заполните смазкой УНИОЛ-1 и после этого соберите весь механизм в обратной последовательности.
Рулевая рейка Ваз 2115 – как устранить люфт
Во время движения автомобиля бывают случаи, когда водитель ощущает незначительную отдачу при наезде машины на выбоину или небольшое препятствие на дороге, в руль, появляется стук в механизме. Тогда возникает необходимость устранить неисправность.
В этом случае ВАЗ ремонт рулевой рейки не требуется, а выполняется лишь регулировка зазора, образовавшегося между рейкой и шестерней. Для чего существует специальная инструкция.
Для выполнения работ автомобиль лучше установить на смотровую яму, специальный подъемник или эстакаду.
Порядок выполнения работ
- При наличии на картере защиты она снимается.
- Специальным гаечным ключом на 17 миллиметров, вращением по часовой стрелке, регулировочная гайка подтягивается до устранения люфта в редукторе рейки.
Устранение люфта рулевой рейки
Перед тем как подтянуть гайку необходимо ее хорошо очистить от грязи.
Если такая операция не устранит стук нужно разобрать рулевой механизм, проверить состояние всех его деталей, изношенные элементы заменить новыми. Цена такого ремонта будет больше.
- Затем после сборки узла рулевого механизма устанавливается упор рейки, на котором находится уплотнительное кольцо, до тех пор, пока не будет контакта упора с рейкой.
- После этого устанавливаются стопорное кольцо, упорная пружина и слегка накручивается гайка.
- Моментом равным 1,12 – 1,37 кгс.м затягивается гайка, отпускается на, нанесенные на гайку или на ключе «на 24» два деления, что обеспечивает необходимый зазор 0,12 миллиметров, от гайки до упора рейки.
- Проверяется легкость, с которой перемещается рейка, отсутствие стуков, заеданий.
- Монтируются рулевые тяги к механизму руля таким образом, что их оси должны быть параллельны картеру механизма руля.
Люфт устранен, а стук не прекращается, тогда выбирается один из вариантов: купить новую рулевую рейку или, выполнить на ВАЗ 2115 рулевая рейка ремонт, что значительно дешевле.
Ваз 2115 – регулировка рулевой рейки
Многие начинающие владельцы авто думают, что подтянули рейку и все люфты пропали, но это не совсем так, она не всегда поддается регулировки и это факт.
А происходит это потому, что внутри образовалась уже слишком большая выработка деталей, а заглянуть во внутрь мы не можем не разобрав ее полностью, поэтому в некоторых случаях приходится снимать рейку с автомобиля.
Итак, как регулировать рулевую рейку в домашних условиях можно узнать, прочитав дальше статью. Как вы уже догадались эта процедура проводиться путем подтяжки регулировочного винта.
Для этого снимается защита двигателя, а автомобиль ставится на яму или эстакаду, хотя многие подтягивают рейку сверху, но приходится все делать на ощупь.
После нужно отыскать регулировочный винт его видно на фото (на разных марках авто его расположение может быть разное). Многие новички его сразу не находят потому что он бывает покрыт грязью.
На нем будет установленная заглушка из пластика, но не всегда, которую делает завод. Ее нужно удалить. На Ваз 2109, Ваз 2110, ВАЗ 2114 люфт устраняется при помощи специального ключика, продается он в любом автомобильном магазине и стоит копейки.
Прокручиваем вставленный ключ по немного против часовой стрелки и снова пробуем люфт рулевым колесом. Процедуру необходимо проводить столько раз, пока не исчезнет люфт и стук.
После чего можно проехаться и попробовать насколько туго стало вращение рулевого колеса, если руль стал слишком тугим, нужно ослабить немного регулировочный винт.
В принципе на этом работа считается завершенной, но если вдруг вам так и не удалось убрать люфт и стук, то рейку придется снимать и ремонтировать но это уже другая история. Удачной и ровной дороги.