В передней оси автомобилей УАЗ Патриот имеются шкворневые узлы и шарниры равных угловых скоростей, которые обеспечивают передачу крутящего момента на колеса в любом их положении. Чтобы узел работал исправно, нужно знать, как обслуживать и менять шкворень.
В сегодняшней статье мы с вами подробно разберем что такое шкворень и где он находиться на Патриоте, а так же я дам вам пошаговую инструкцию по замене регулировке и протяжке этой детали.
- Что такое «Шкворень» на УАЗ Патриот и где он находится
- Технические характеристики детали
- Видео: Шкворень УАЗ Патриот – за что отвечает и какие функции выполняет
- Преимущества и недостатки шкворня на подшипниках и на бронзовых вкладышах
- Основные причины выхода из строя шкворня УАЗ Патриот
- Видео: Преимущества и недостатки шкворня фирмы Ваксойл
- Регулировка и протяжка шкворня на УАЗ Патриот – пошаговая инструкция
- Замена шкворня на Патриоте своими руками – пошаговая инструкция
- Видео: Шкворня УАЗ Патриот – пошаговая инструкция замены своими руками
Что такое «Шкворень» на УАЗ Патриот и где он находится
Шкворень на автомобиле УАЗ Патриот — это специальный узел отвечающий за поворот колеса в строго ограниченном диапазоне.
Шкворни УАЗ имеют следующие функции:
- Выступают в роли осей, вокруг которых может качаться поворотный кулак;
- Выступают в роли соединительных компонентов, объединяющих шаровую опору и поворотный кулак в единый узел;
- Выступают в роли несущих компонентов, которые обеспечивают необходимую жесткость шкворневого узла, а также воспринимают возникающие во время движения автомобиля моменты сил от поворотного кулака (а он, в свою очередь, от колеса) и передают их на балку моста.
Шкворни УАЗ, несмотря на простую конструкцию, играют важную роль в функционировании переднего моста внедорожника, а значит и всего автомобиля.
Технические характеристики детали
Шкворень представляет собой деталь в виде двух цилиндров разного диаметра, выточенную из цельной заготовки. На торце верхней (широкой) части, в его центре, выточен канал с резьбой для установки пресс-масленки. Рядом, со смешением от центра, высверлен канал меньшего диаметра с гладкими стенками под установку стопорного штифта. На боковой поверхности нижней (узкой) части предусмотрена кольцевая выточка для распределения смазки. Также в шкворне может выполняться сквозной продольный канал для смазки всего узла в сборе.
Шкворень широкой частью запрессовывается в корпус поворотного кулака и фиксируется стальной накладкой (она удерживается четырьмя болтами), а проворачивание предотвращается штифтом. Своей узкой частью шкворень устанавливается в бронзовую втулку, запрессованную в корпус шаровой опоры. Втулка калибруется таким образом, чтобы шкворень мог проворачиваться в ней без заклинивания. Между широкой частью шкворня и корпусом шаровой опоры укладываются металлические прокладки, с помощью которых осуществляется центровка всего шкворневого механизма. Для облегчения поворота и снижения интенсивности износа деталей шкворни установлены под небольшим углом.
Работает механизм с данными шкворнями просто: при выполнении маневра поворотный кулак посредством сошки отклоняется от среднего положения, шкворни поворачиваются своими узкими частями во втулках, запрессованных в корпусе шаровой опоры. При поворотах консистентная смазка из канала шкворня поступает в выточку в его нижней части, где распределяется в пространстве между шкворнем и втулкой — это снижает силы трения и сокращает интенсивность износа деталей.
Видео: Шкворень УАЗ Патриот – за что отвечает и какие функции выполняет
Преимущества и недостатки шкворня на подшипниках и на бронзовых вкладышах
Каждого новичка в среде патриотоманов волнует вопрос, какие лучше поставить шкворневые соединения. Среди джипперов нет однозначного мнения по необходимости комплектовать УАЗ Патриот поворотным кулаком с опорами качения. Замена шарнирного узла на подшипниковый достаточно трудоемка и не дешевая.
Преимущества:
1. Не требуют столь частой проверки и подтяжки. Если натяг сохранен, ходят очень долго.
2. Низкое трение даже при сильном натяге.
3. Большой выбор готовых комплектов в продаже
Недостатки:
1. Трудность правильной установки (об этом далее)
2. Подшипник 30203, на котором сделаны большинство комплектов, кажется слабоватым немного. Хотя заявленных 18кН грузоподъемности должно бы и хватать, чисто теоретически.
3. Менее стойки при экстремальных нагрузках
4. Боятся попадания воды.
5. При работе без натяга быстро выходят из строя
6. В запущенных случаях возможен аварийный отказ с разрушением подшипника и заклиниванием
Основные причины выхода из строя шкворня УАЗ Патриот
Шаровые шкворневые узлы обычно выходят из строя из-за разрушения ободка одной из чашек, закрывающих шарик. В какой-то момент этот ободок может просто расколоться, и происходит это либо от сильного удара (возникшего вследствие наезда на неровность дороги), либо от так называемой усталости металла. Как только ободок чашки разрушается, появляется люфт шарика, из-за которого в шкворневом узле возникает стук и скрип. Понять, что неисправен именно шкворень, можно, лишь полностью разобрав передний рулевой кулак.
Если слышится непрерывный стук в передней подвеске, значит нужна замена шкворней на УАЗ
Видео: Преимущества и недостатки шкворня фирмы Ваксойл
Регулировка и протяжка шкворня на УАЗ Патриот – пошаговая инструкция
При возникновении небольших зазоров шкворней на УАЗ Патриот производится регулировка без полной разборки поворотного механизма. Для этого необходимо:
- Зафиксировать УАЗ на ровной площадке, поднять домкратами передний мост и снять передние колеса.
- Снять защитные накладки и прокладки на зажимных втулках шкворневого соединения.
- Осадить несколькими ударами шкворневой палец для уменьшения предварительного натяга.
- Используя специальный ключ, подтянуть зажимную втулку до устранения возникших люфтов.
- Протяжка производится на 10-12º, момент затяжки не более 30 Нм.
- Регулировочные действия нужно производить поочередно на верхней и нижней опоре.
- После этого проверяется усилие при движении поворотного кулака, которое должно быть свободным. Выполняется смазка зажимных втулок, затем устанавливаются прокладка с защитной крышкой.
Когда люфт подвески Патриота значительный, и простая регулировка не поможет, необходимо заменить вкладыши шарового соединения, чтобы избежать его окончательной поломки. В этом случае производится полная разборка передней подвески и последующая регулировка шкворневого механизма.
Замена шкворня на Патриоте своими руками – пошаговая инструкция
Для того, чтобы заменить шкворня на автомобиле УАЗ Патриот необходимо выполнить следующие действия:
- Установите машину на ровную площадку и включите ручной тормоз.
- Подоприте задние колеса противооткатными упорами, затем ослабьте болты переднего колеса и поднимите эту сторону домкратом.
- Установите под машину страховочную подпорку и снимите колесо.
- Открутите два болта и снимите пластину, удерживающую колодки, затем вытащите колодки.
- Открутите два болта и снимите скобу суппорта.
- Открутите два болта, затем снимите и подвесьте тормозной суппорт так, чтобы шланг не был натянут или пережат.
- Открутите винты, фиксирующие тормозной диск и осторожно ударяя деревяшкой по тыльной стороне, сбейте его со ступицы.
- Расшплинтуйте и открутите гайку рулевого наконечника и вытащите палец с помощью съемника.
- Отсоедините провод ABS.
- Открутите болты, удерживающие заглушку на торце ступицы и снимите ее.
- Открутите 6 болтов крепления цапфы и вытащите ее, ШРУС и полуось из поворотного кулака.
- Открутите 5 болтов крепления шаровой опоры к фланцу моста и снимите ограничитель поворота колес.
- Затем снимите шаровую опору, положите ее на стол и очистите от грязи.
- Открутите 6 болтов, фиксирующих сальник шаровой опоры и снимите сальник.
- Открутите пресс-масленку или установленный вместо нее болт и 4 гайки, крепящих сошку к поворотному кулаку. Молотком легко стукните по сошке в районе кулака, чтобы сдвинуть ее с места.
- Снимите 4 конусные шайбы, затем снимите сошку и регулировочные прокладки под ней. Чтобы вытащить детали шарнира потребуется специальный съемник, который можно сделать из П-образного профиля толщиной 5 мм. Ширина профиля немного больше диаметра наружной части шкворня. В центре съемника просверлите отверстие, диаметр которого на 1–2 мм больше диаметра отверстия под пресс-масленку. Затем возьмите болт длиной 5–7 см с подходящей резьбой и гайкой.
На болт накрутите гайку, затем поставьте съемник над наружной частью шарнира и через него вкрутите в заглушку болт до упора. Закручивайте гайку, пока болт полностью не вытащит наружную часть. Если такого съемника нет, можно попробовать вытащить шарнир вкрутив в него болт с большими шайбами и выжимая шайбы двумя монтировками, но такой способ менее эффективен. Затем снимите шарик и вытащите шаровую опору из поворотного кулака, после чего таким же образом вытащите внутреннюю часть шарнира. Тщательно очистите места для установки шкворней от остатков старой смазки.
-
- Откручивают гайку верхнего шкворня, затем, через проставку из мягкого металла бьют по пальцу шкворня, чтобы облегчить откручивание зажимной втулки.
- С помощью специального ключа (он есть во многих комплектах новых шкворней, а также его можно купить в любом автомагазине) выкручивают зажимную втулку.
- Вытаскивают палец.
- Откручивают болты задней пластины поворотного кулака и вытаскивают шаровую опору.
- Отверткой поддевают и вытаскивают вкладыш подшипника или пластиковую/бронзовую чашки.
- Тщательно очищают от старой смазки места вкладыша и пальца.
- Новые шариковые шарниры запрессовывают с помощью съемника для замены направляющих втулок ГБЦ или съемника для замены ступичных подшипников. Можно использовать и другие съемники, которые обеспечат подачу верхней и нижней частей шарнира строго параллельно каналу в шаровой опоре и поворотном кулаке. Установив шкворня в шаровую опору, заполните место под шарик Литолом или более качественной смазкой.
- Остальные шарниры ставят так:Вставляют новые чашки или вкладыши в шаровую опору, совмещая выступы на них с прорезями в опоре, затем слегка утапливают, вставляя в них шкворневой палец и легко ударяя по нему молотком (желательно использовать проставку из мягкого металла, чтобы не повредить резьбу).
- Заполняют вкладыш смазкой.
- Вставляют шаровую опору в поворотный кулак.
- Вставляют верхний и нижний пальцы.
- Равномерно закручивают зажимные втулки с обеих сторон. Момент затяжки 70–100 Н·м. После затяжки втулок шаровая опора должна поворачиваться с усилием 10–15 Н·м
Вне зависимости от типа шарнира, при установке и затяжке необходимо обеспечить одинаковое расстояние от шаровой опоры до поворотного кулака сверху и снизу. Зазор измеряйте с помощью штангенциркуля. Максимальная разница зазоров – 0,2 мм.