Выходите утром на улицу, садитесь в машину, а стартер не работает – знакомая ситуация? Даже если вчера автомобиль заводился с «полтычка» — сегодня он может не подавать признаков жизни.
Из этой статьи вы узнаете признаки неисправности стартера автомобиля и как его можно проверить.
Симптомы поломки
Причины неисправности стартера – куча, но он всегда «умирает» долго.
Обычно симптомы проявляются загодя до злосчастной поломки, просто водители их игнорируют.
Крутится с перебоями
В этом случае он может отключаться прямо в дороге.
Пропуски длятся недолго, поэтому некоторые «умудряются» их игнорировать.
Никаких посторонних шумов при работе нет – автомобиль двигается нормально. В момент пропусков слышен заметный треск и скрип.
Как правило, это говорит об износе вилки или шестеренки.
Проверка стартера на работоспособность рекомендуется, но, скорее всего, он исправен.
Не передает вращение двигателю
В этом случае стартер работает идеально, но двигатель не запускается.
Посторонних звуков быть так же быть не должно.
Скорее всего – износ вилки, которую можно заменить самостоятельно, без обращения в СТО.
Слышен металлическое лязганье
Если услышали резкий металлический скрип – срочно «глушите мотор», чтобы не сгорела обмотка стартера.
Звук говорит о заклинивании вилки, шестерни или залипании втягивающего реле.
Найти точную причину можно будет после разборки автомобиля.
То работает, то не работает
В отличие от первой ситуации, здесь вероятен износ щеток.
Попробуйте ударить разводным ключом по задней крышке корпуса стартера.
Если двигатель запустится – износились щетки и их пора менять.
Есть щелчки, но не работает
Щелчок говорит о том, что запуск стартера от аккумулятора невозможен – он в разряде.
Напряжения АКБ хватает только на срабатывание реле, но пластина не может замкнуть контакты и дать ток.
Пожалуй, это наиболее основные «неисправности» стартера, с которой сталкиваются водители.
Слишком медленно вращается, даже если аккумулятор заряжен
Скорее всего, проблема в износе втулки или грязи.
Необходим демонтаж и полная чистка.
А также осмотр всех трущихся частей на предмет изношенности.
Как проверить без демонтажа
Как проверить стартер не снимая с машины?
Если времени мало, то придется работать в условиях подкапотной тесноты. Понадобится мультиметр, которым сначала проверьте аккумулятор. Его заряд должен быть не менее 12,6 вольт.
Если меньше – попробуйте его подзарядить и попробовать запустить машину.
Если с АКБ все нормально – нужна проверка стартера мультиметром.
Найдите на стартере большой болт, к которому идет провод от аккумулятора – это плюс от реле.
На нее киньте красный крокодильчик. Черный нужно подсоединить к общей массе – ей может служить минус аккумулятор.
Включите зажигание, и смотрите на табло мультиметра.
Если есть 12 вольт – проблема либо в коробке зажигания, либо в АКБ.
Если напряжение меньше – это однозначно поломка стартера.
Как проверить стартер от аккумулятора на работоспособность, чтобы точно найти проблему?
Понадобится длинная отвертка с электрической изоляцией (продается в отделах электрики). С реле снимите провод, идущий на выключатель зажигания. Вместо него закоротите контакты с помощью отвертки. Это позволит току идти прямо с АКБ на реле. Если автомобиль заведется – значит проблема в замке.
Диагностика реле
Как проверить стартер на работоспособность, если предыдущий способ ничего не дал? Придется его снимать: в каждом автомобиле собственная схема демонтажа, поэтому универсальных инструкций нет. Если все получилось – читайте, как проверить снятый стартер.
Стартерный блок необходимо зафиксировать в тисках. Минус АКБ соедините с минусом на стартере, а плюс с «пятым» выводом на реле. Если появилось шуршание шестеренок – значит с ним все нормально. Если нет – реле под замену. Оно недорогое и установка будет простой.
На последок можно проверить не сгорел ли стартер. Снимите реле и осмотрите его площадку крепления – там должна быть плюсовая клемма. Бросьте на нее провод от аккумулятора. Если шестеренки заработали – все хорошо, поломка только в реле.
Диагностика якоря
Якорем называют статор и ротор. Первый – это внешняя обмотка, в которой создается магнитное напряжение. Второй – внутренняя обмотка, которая вертится под воздействием колебаний.
В этом случае блок так же понадобится извлечь из автомобиля и разобрать. Далее стоит осмотреть обмотку на предмет поражения. Это может быть «копченый» лак, видимые разрывы, характерный горелый запах.
Если все нормально – возможно проблема внутри. Тогда вам понадобится узнать, как проверить обмотку стартера мультиметром:
- Переведите мультиметр в режим замера сопротивления.
- Красный крокодил повесьте на обмотку, а черный на корпус.
- Если на экране от миллиона Ом – все хорошо. Если его нет вовсе или оно минимальное – значит есть внутренний пробой.
Это наиболее неприятные неисправности стартера и способа их устранения не существует – только замена.
Если с якорем все хорошо, можно напоследок проверить щетки:
- Возьмите 12-вольтовую лампочку с 2 проводками.
- Минус бросьте на массу, а плюс на плюс щеткодержателя.
- Подключите блок к АБК.
- Если лампа загорелась – щетки пора менять.