АвтоВАЗ — российская компания в сфере автомобилестроения, начавшая свою историю еще в советские времена в 1966 году. За это время завод выпустил более 20 моделей отечественных машин. Сегодня предприятие относится к системообразующим организациям России. С 2016 года присоединена к французскому конгломерату Renault Group.
Модельный ряд ВАЗ включается в себя следующие классические модификации: ВАЗ 2101; ВАЗ 2105; ВАЗ 2106; ВАЗ 2107; ВАЗ 2110; ВАЗ 2112; ВАЗ 2115 и др.
Технические характеристики данных моделей имеют свои плюсы и минусы. Многие автовладельцы отмечают, как положительный аспект, отличную пригодность ВАЗ к ремонту. Например, произвести замену подшипника ступицы возможно самостоятельно, не прибегая к помощи автомастера.
Автомобильная ступица
Ступичный механизм соединяет систему подвески с подшипниковым элементом для свободного вращения колеса. Движение совершается при помощи роликов подшипника. Узел ходовой части обеспечивает соединение колес с тормозной системой и подвеской.
Любой автомобиль оснащен ступицами с опорными узлами. Они дают возможность колесам и тормозным дискам проворачиваться относительно поворотного кулака. Ведущей оси колес ступица передает крутящий момент через полуоси за счет шлицы, в которую вставляется привод коробки переключения передач.
В разных моделях авто ступица может быть соединена с тормозными дисками и барабаном. Простые механизмы выпускают раздельно от подшипников. Для современных транспортных средств ступицы уже оснащены датчиками и гребенками ABS, шпильками для крепления колеса и пр.
Ступицы производят из высокопрочных сплавов металлов, размер рассчитывают в зависимости от габаритов и веса авто.
Устройство ступицы:
- Корпус. Элемент изготавливается округлой формы с резьбой для крепления и отверстиями для болтов;
- Подшипник. Деталь различается по размеру и типу;
- Датчик скорости вращения колеса и гребенка. Элементы присутствуют в ступице с системой ABS.
Характеристики и виды подшипников для ступицы
Подшипник ступицы — это узловой механизм ходовой части автомобиля, который отвечает за крепление ступичного механизма и поворотного кулака с колесами. В подвеске монтируются ступичные подшипники качения разных видов: от роликовых до шариковых.
Устройство ступичного подшипника:
- Корпус;
- Ролики;
- Внешнее и внутреннее кольца;
- Сепаратор.
Тела качения в подшипниках ступицы изготовлены в виде шариков или роликов, расположенных в 1-2 ряда. Форма: коническая или цилиндрическая.
Основные виды ступичных подшипников:
- HUB-I. Подшипник возможно заменить отдельно от ступицы;
- HUB-II. Подшипник с фланцами крепится на подвеске;
- HUB-III. Легкий по весу ступичный узел эргономичной формы;
- HUB-IV. Конструкция объединяет узлы с шарнирами равных угловых скоростей;
- HUB-V. Последнее поколение еще не так распространено в России. Механизм объединяет подшипники с тормозными дисками.
Подшипники ступицы подвержены высоким нагрузкам. Они не пригодны для ремонта, поэтому автовладельцы должны своевременно их менять.
Подшипники задних колес защищены специальными пыльниками и обработаны смазкой, поэтому они долго не теряют своих рабочих свойств. В конструкции механизма передних колес пыльники не предусмотрены и нагрузка на переднюю ось выше. В связи с этим, деталь быстро изнашивается.
Диагностика работы ступичного подшипника
Проверить текущее состояние подшипника ступицы можно в автомастерской или самостоятельно. Диагностика схожа для моделей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Renault, Daewoo и т.п.
Первичным признаком наличия возможных проблем является посторонний шум в области передней оси колес.
Для проверки ступичного подшипника достаточно сравнить температуру нагрева колесного диска по окончании длительной работы автомобиля. Оценить градус нагрева необходимо с той стороны, откуда доносятся стуки и скрипы. Если диск очень горячий, значит, неисправен ступичный подшипник ступицы. Следующим этапом рекомендуется провести диагностику с подъемом автомобиля:
- Поставить авто на ручнике на ровной поверхности и зафиксировать колеса;
- Приподнять переднее колесо при помощи домкрата;
- Подвигать колесо в разные стороны по горизонтали.
Признаком неисправности подшипника будет присутствие постороннего звука. Такой элемент рекомендуется заменить.
Инструменты и материалы для замены ступичного подшипника
- Новый подшипник ступицы;
- Домкрат;
- Смазочное средство (Литол, Castrol, Liqui Moly и др.);
- Ступичная гайка;
- Стопорные кольца;
- Отвертка или универсальный съемник для снятия подшипников (гидравлические или механические специальные щипцы);
- Ключ торцевой с головкой на 30′′;
- Молоток.
Пошаговая инструкция по замене ступичного подшипника
Демонтаж неисправного подшипника ступицы:
- Поставить автомобиль на ручной тормоз и подпереть противооткатными клиньями;
- Поднять переднее колесо с дефектным подшипником при помощи домкрата;
- Открутить крепежные болты и снять колесо;
- Вывернуть руль в сторону снятого колеса;
- Раздвинуть тормозные колодки и демонтировать суппорт;
- Выровнять руль;
- Снять защитный колпак ступицы при помощи специального инструмента или отвертки;
- Выровнять бортик ступичной гайки;
- Отвернуть гайку и снять ее совместно с шайбой;
- Демонтировать ступицу и уложить на ровную поверхность;
- Извлечь сепаратор наружного подшипника;
- Выбить внешнюю и внутреннюю обойму с кольцом при помощи молотка;
- Очистить посадочное гнездо от загрязнений и обработать керосином.
Монтаж нового подшипника ступицы:
- Обработать посадочное место смазкой;
- Запрессовать обоймы подшипников;
- При помощи молотка и старой обоймы аккуратно установить на посадочное место внутреннюю, а затем внешнюю обоймы нового подшипника;
- Нанести смазку на внутреннюю часть ступицы и подшипник;
- Установить новый подшипник в посадочное место;
- Закрепить опорное кольцо;
- Установить сальник вплотную со ступицей;
- Обработать смазкой внешнюю часть ступицы и установить подшипник;
- Очистить ось и произвести установку ступицы;
- Установить суппорт и затянуть крепеж;
- Обработать смазкой и смонтировать обратно защитный колпак;
- Закрепить колесо на место;
- Опустить автомобиль.
После замены подшипника ступицы, рекомендуется выполнить настройку подвески «развал-схождение».